на главную

ВЕЕР

          - приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы стало прохладнее. Изобретен в древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Вначале В. служили листья пальм и лотоса. В дальнейшем - плетеные деревянные, металлические основы или основы из ткани или бумаги, натянутые на раму. В Японии и Китае В. являлся важнейшей принадлежностью религиозных и придворных церемоний, частью бытового костюма. Позднее в Китае появились складные В., скрепленные у основания штифтом, а в верхней части соединенные лентой или тонкой тканью. Такой тип веера был перенесен в Европу и получил наибольшее распространение в XVII-XIX вв. Веер стал ювелирным украшением костюма. Создавались нарядные, часто высокохудожественные В. из ценных материалов (слоновой кости, перламутра, драгоценных металлов, шелка, кружев, страусовых перьев и др.); ручки украшали драгоценными камнями, чеканкой, резьбой, эмалью. Материал и характер украшений менялись в соответствии с эпохой, стилем и модой.

(Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ВЕЕР

          - слово произошло от глагола «веять» - дуть, обдавать потоком воздуха. Родина веера - Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. В Японии в давние времена веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании (на таком веере было изображено серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служили материалом для японских вееров. Но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью.
         В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароллу в Италии - веера круглой формы и веера, украшенные перьями, - они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще в Италии изготавливались веера различной формы: в виде древесного листа, украшенного цветами; складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок - веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров». В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции, достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи. В период Директории в моду входят веера-лилипуты, небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах, а к началу 20 в. исчезает совсем. Последний гвоздь в крышку футляра для веера забил немецкий журнал: «...Нет ничего вреднее для здоровья, чем овевание разгоряченного тела, приводящее к головным болям, жару и смертельному исходу». Дамы решили сохранять свое здоровье - и веер, практически, исчез.

(Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
 

 

 

(c) Словарь моды и одежды